Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.
Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.
Методическое пособие «Юные туристята»
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит наиболее остро. Формирование у детей ответственности за свое здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде. Общаясь с природой, ребенок не только обогащает свои знания об окружающей среде, учится наблюдать за явлениями в живой и неживой природе, но и осваивает “азбуку” культуры общения с окружающей природной средой. То есть происходит формирование навыков рекреационного (направленного на оздоровление) туристского природопользования. Для сформированности эколого-туристских норм и правил поведения в природе, познавательных, трудовых, эколого-валеологических и других умений, а также приобщение к здоровому образу жизни необходима система мероприятий по туристско-краеведческой работе.
МОУ детский сад п. Судоверфь «Солнышко» уже ни первый год работает над проблемой внедрения инновационных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ и находится в постоянном поиске новых форм и методов работы с дошкольниками. Одной из инновационных форм деятельности стала система работы по туристско-краеведческому образованию старших дошкольников.
Основой данной системы мероприятий стала программа Л.Е. Куприной – доцента кафедры физической географии и экологии ТГУ, кандидата педагогических наук «Туризм, экология, рекреация» и в частности ее первая ступень «Азбука туризма и охрана природы», которая является начальным этапом в единой системе непрерывного образования. Отличие этой программы от других в том, что в ней впервые заложено формирование экологических знаний у детей посредством туризма.
Туристско-краеведческая деятельность является одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребёнка. Она предполагает как физическое, так и духовное развитие детей, в процессе данной деятельности формируются нравственные и волевые качества личности.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), педагоги и специалисты дошкольного учреждения, родители воспитанников, социальные партнеры.
Цель: разработать систему мероприятий, методический и дидактический материал по туристско-краеведческой деятельности в дошкольном учреждении
В пособии представлен методический материал, который помогает педагогам сформировать эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагает постепенное формирование экологических знаний у старших дошкольников.
Представленный в пособии дидактический материал необходим для подготовки различных мероприятий. Предлагается описание игр, сценариев массовых мероприятий и круглогодичных туристических прогулок и походов, литературный материал.
Использование методического пособия «Юные туристята» дает возможность:
- Поднять на новый качественный уровень туристско-краеведческую работу в ДОУ;
- Возможность ознакомиться с уникальными природными и историческими местами родного края;
- Дальнейшего развития детского туризма;
- Осуществлять новые подходы к организации туризма для дошкольников;
- Создавать новые туристические маршруты;
- Развивать новые формы тематического, спортивного, познавательного, экологического туризма.
Основные направления – познавательно-речевое, физическое воспитание, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников предполагает свою программу мероприятий по каждой возрастной группе, в которой прослеживается преемственность.
Система мероприятий построена по ступенчатому принципу. Вся работа по эколого-туристской подготовке дошкольников организована по циклам - временам года с практическими занятиями, экскурсиями в окружающей среде.
Все содержание эколого-туристской подготовки разбито на блоки:
1.Знакомство с “Книгой Природы – о видах туризма и о роли туризма.
2. “Что, где растет и кто, где живёт?” – о растениях и животных и их роли в жизни человека, о нормах туристского природопользования: побочного природопользования (сбор дикорастущих растений и грибов), обращение с дикими животными.
3. “Я и мое здоровье” – санитарно-гигиенические и эколого-гигиенические знания, умения.
4. “Собирайся в поход” – начало туристской техники и туристского быта, жизнеобеспечивающие и нормы передвижения в окружающей среде.
5. “Без языка, – а разговаривает” – начальная топографическая подготовка, элементы ориентирования.
6. “Туристята – друзья природы” – нормы и правила туристского природопользования.
7. “По страницам “Книги Природы” ” – навыки и умения изучения природы, оформления материалов по наблюдениям.
Построение системы опирается на принципы: краеведческий подход, преемственность, постепенность, экодеятельность. Изучение тем “сквозное” и содержание их взаимопроникаемо.
Формы и методы работы: экскурсии на «экологическую тропу», уроки доброты, конкурсы, КВН, викторины, трудовые десанты, составление экологических карт, экологические и спортивные праздники, экологические сказки, разнообразные игры, просмотры презентаций, чтение литературы, наблюдения, ведение «Дневника туриста», физические упражнения, тактическая и техническая подготовка, походы, экскурсии, умение вязать туристические узлы
Основные формы мероприятий:
- Теоретические мероприятия – цикл познавательных мероприятий по формированию туристско-краеведческих знаний (интегрированные занятия, беседы).
- Практические мероприятия – в помещении и на местности по формированию эколого-туристских умений и навыков (физическая культура).
Режим мероприятий: часть мероприятий входит в непосредственно образовательную деятельность, а остальные мероприятия включены в вариативную часть образовательной программы.
Занятия проводятся в игровой форме. 1 раз в месяц организуются туристско-краеведческие экскурсии и прогулки за территорию детского сада, практические занятия на местности (тренировки); туристические походы – 4 раза в год; участие в соревнованиях, слетах в течение учебного года.
Мониторинг освоения программы
Педагогическое обследование в дошкольном учреждении проводится с целью отслеживания эффективности реализации программы эколого-туристского образования старших дошкольников.
Проводимый мониторинг – это выявление знаний, простейших туристских умений и навыков, двигательных способностей дошкольников и потребности к здоровому образу жизни.
Выделяются следующие области педагогического обследования:
- Физическая подготовленность старших дошкольников.
- Основы туристической подготовки дошкольников.
- Основы безопасности жизнедеятельности.
- Заболеваемость детей.
- Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребёнка.
Основными методами педагогического обследования является наблюдение, беседа, выполнение тестовых заданий, анкетирование.
Мониторинг эффективности проводится 2 раза в год: на начало учебного года с целью выявления уровня знаний детей, простейших туристических умений и навыков, и на конец учебного года, с целью сравнения полученного и желаемого результатов.
Основой туристско-краеведческой деятельности с дошкольниками является построение единой системы работы педагогов, специалистов учреждения и родителей по формированию у дошкольников первоначальных навыков здорового образа жизни.
Для родителей оказывается консультативная помощь по интересующим вопросам. В течение года родители привлекаются к подготовке и проведению спортивно-массовых мероприятий.
С целью эффективного осуществления туристско-краеведческой деятельности для педагогов организуются консультации, знакомящие с целями, задачами и организацией деятельности, а также практические занятия.
Научно-методическое и информационное обеспечение
- Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
- Бочарова.Н.И. Туристические прогулки в детском саду, – Москва, 2004.
- Куприна Л.Е. Программа «Туризм, экология, рекреация»: «Азбука туризма и охрана природы».
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Ресурсное обеспечение
В ДОУ – спортивный зал, спортивная площадка, групповые площадки, «экологическая тропа» (клумба с «живыми барометрами», зона «чистого воздуха» с посадками можжевельника, пихты, кедра; клумба с лекарственными растениями; «Ягодная поляна» с экологическими объектами различного назначения), Уголок туриста и эколога, спортивно-туристский инвентарь и атрибутика, учебно-методические пособия, ТСО.
Вне ДОУ – объекты специального назначения (стадион, спортивно-досуговый комплекс, лыжная трасса), природные объекты для туристских прогулок (лесные массивы, река, березовая роща, поле, луг).
Результаты и выводы
Система работы по туристско-краеведческой деятельности в дошкольном учреждении не только актуальна, но и носит характер новизны, так как позволяет создать и использовать в учреждении новые формы и методы работы с детьми по формированию туристско-краеведческих умений и навыков.
По предварительным данным промежуточного мониторинга прослеживается положительная динамика по понижению уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста, а так же отмечается оздоровительный эффект в укреплении здоровья старших дошкольников.
Туристско-краеведческая деятельность способствовала обогащению познавательной сферы старших дошкольников. Детьми усвоены многие причинно-следственные связи в окружающей действительности. Дошкольники научились анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать; рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий.
- повысился интерес родителей к организации туристско-краеведческой деятельности;
- обогатилась предметно-развивающая среда.
Туристско-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, т.к. решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и эстетического.
Инновационные продукты
- Комплект методических материалов:
Для педагогов:
- цикл занятий и бесед по основным блокам программы «Азбука туризма и охрана природы» Л.Е. Куприной.
- компьютерные презентации;
- конспекты досугов, праздников, тематических дней;
- цикл туристско-краеведческих походов;
- консультации.
Для родителей:
- консультации;
- «маршруты выходного дня».
- Комплект дидактических материалов:
- справочный и наглядный материал;
- литературный материал,
- картотека игр.
- Мониторинг освоения программы.
Методические материалы адресованы руководителям ДОУ, методистам, педагогам и специалистам ДОУ, педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы.
Перспективы развития туристско-краеведческой деятельности в дошкольном учреждении:
- организация кружковой работы по туризму;
- улучшение материально-технической базы;
- пополнение методического материала;
- дальнейшее повышение профессионального уровня педагогов;
- привлечение дополнительных социальных партнеров;
- организация краеведческо-исследовательской деятельности.