Страница обновлена 02.08.2017

 

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.

Проект  для детей старшего дошкольного возраста  «Олимпийские лучики»

Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран.

Мы убеждены, что формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.

Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием.

Проектный метод обучения является для дошкольного учреждения инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Проблема. Забота о здоровье ребенка на современном этапе развития общества занимает приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы физического здоровья человека. Создание системы здоровьесбережения на ступени дошкольного образования обусловлено новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ 2010), социальным заказом родителей, интересом взрослых и детей к олимпийскому движению в преддверии олимпиады 2014 года.

Инновационный проект по олимпийскому образованию «Олимпийские лучики» направлен на интеллектуальное, физическое и нравственное развитие старших дошкольников,  формирование необходимого и достаточного уровня физической культуры для успешного и осознанного усвоения программы начального общего образования. Проект опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

Согласно ФГТ, в авторском проекте «Олимпийские лучики» отражается приоритетная деятельность ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения в дальнейшем детей в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу начального общего образования.

Цель проекта: комплексное сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья старших дошкольников, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей через ознакомление со сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения обещечеловеческой культуры в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи:
Познавательные:

  1. Познакомить дошкольников со сведениями об истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры, именами спортсменов, награжденных олимпийскими медалями,  спортивными достижениями земляков.
  2. Формировать представления об Олимпийских играх как мирных соревнованиях, в котором участвуют различные народы.
  3. Способствовать формированию у дошкольников интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпийских спортсменов.

Физкультурно-оздоровительные:

  1. Побуждать старших дошкольников сознательно относиться к собственному здоровью; понимать значение правильного образа жизни для сохранения своего здоровья.
  2. Развивать физические качества и двигательные способности старших дошкольников.
  3. Формировать потребность каждого дошкольника в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Художественно-эстетические:

1.  Развивать у дошкольников способность к творчеству.

2.  Формировать эстетический вкус, фантазию и образное мышление.

Социально-личностные:

Прививать уважение и любовь не только к спорту, но и к олимпизму как культурному наследию человечества.

В соответствии с ФГТ 2010, данные задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех основных направлений проекта и отражают специфику каждой образовательной области.

Нормативно-правовое обеспечение:

- СанПин.

- Типовое положение.

- Закон «Об образовании».

- Устав ДОУ.

- Положения о мероприятиях физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.

- Инструкция по охране жизни и здоровья детей.

- Правила внутреннего трудового распорядка.

- Приказ по ДОУ.

- План работы по проекту.

Управление проектом:

Руководитель проекта – заведующая ДОУ.

Куратор  проекта – старший воспитатель.

Ответственные за оздоровительно-профилактические мероприятия –медицинский персонал.

Ответственный за физкультурно-спортивные мероприятия – инструктор по физической культуре.

Ответственный за массовые мероприятия – инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Ответственные за продуктивную деятельность – воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Основными исполнителями и участниками мероприятий являются педагоги детского сада, дети и их родители.

Научно-методическое и информационное обеспечение проекта:

- Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!» Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: Аркти, 2004;

- Филиппова С.О., Волосникова Т.В.Олимпийское образование дошкольников. Методическое пособие. – С-Пб., Детство-пресс, 2007.

  • Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Программа «Старт».  – М.: Владос, 2003.
  •  Йорг Виммерт. Олимпийские игры.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.

Ресурсное обеспечение.

В ДОУ – групповые помещения, музыкальный зал, спортивный зал, спортивная площадка, групповые площадки, спортивный инвентарь и атрибутика, учебно-методические пособия, ТСО.

Вне ДОУ – объекты специального назначения (стадион, спортивно-досуговый комплекс, спортивный зал школы, лыжная трасса, природные объекты для пеших походов).

Участники проекта: инструктор по физическому воспитанию, педагоги, специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста («проектная группа») 5-7 лет.

Сроки реализации проекта: два учебных года.

Реализация проекта «Олимпийские лучики»

Реализация проекта предполагает ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния ДОУ, и мероприятий педагогического,  физкультурно-оздоровительного и  спортивного характера.

Этапы:

Этап 1. Выявление проблемы, постановка целей и задач.

Этап 2. Оснащение методическим материалом и оборудованием.

Этап 3. Разработка цикла оздоровительных и познавательных занятий и бесед для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению со спортивными и Олимпийскими играми.

Этап 4. Составление графика проведения занятий с учетом учебного плана ДОУ и физкультурных мероприятий.

Познавательные занятия планируется проводить в вечернее время. Периодичность –  познавательное занятие 1 раз в месяц; физкультурное – 1 раз в месяц;  изодеятельность – 3 занятия в год; музыкальное – 2 занятия в год. Тематические физкультурные досуги проводить 3 раза в год, во время  каникул. Олимпийская неделя – апрель месяц. 

Этап 5. Проведение консультаций для родителей и педагогов (знакомство с целями, задачами проекта, организацией деятельности по проекту).

Этап 6. Реализация проекта «Путешествие в Олимпию».

Этап 7. Проведение мониторинга с целью выявления эффективности проекта.

Основные направления работы проекта - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.

Реализация направлений специалистами ДОУ (педагоги, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный работник):

- Знакомство дошкольников с Олимпийскими играми, историей древнего и современного олимпийского движения. В рамках этого направления применяются такие педагогические средства, как беседы, рассказы, стихи, песни, сказки, аудиокниги, викторины, загадки, спектакли и театрализованные представления, а также конкурсы рисунков и поделок на олимпийскую тематику. Используются различные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская «Олимпийские уроки», физическая культура, музыка, художественное творчество, посещение «Виртуального музея». В зависимости от возраста дошкольников варьируется содержание и методика осуществления данных видов деятельности.

- Обучение старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений (таких как футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, лыжи, санки и др.) и проведение массовых спортивных праздников, досугов и соревнований: "Малые Олимпийские игры" (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми), "Недели здоровья и спорта" и другие аналогичные соревнования детей, родителей и сотрудников дошкольного учреждения. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др.

Системные мероприятия:

Познание – цикл бесед для старших дошкольников по ознакомлению со спортивными и Олимпийскими играми.

Периодичность –  познание 1 раз в месяц; физическая культура – 1 раз в месяц;  художественная деятельность – 3 раза в год; музыка – 2 раза в год; посещение «Виртуального музея». Тематические физкультурные досуги проводить 3 раза в год, во время  каникул. Олимпийская неделя – апрель месяц. Дополнительные беседы по ознакомлению старших дошкольников с разными видами спорта – 2-3 раза в месяц. Обучение элементам спортивных игр и упражнений – согласно перспективному плану физической культуры.

Методические материалы – справочный и наглядный материал; дидактические игры; картотеки подвижных и спортивных игр; аудио- фото- и видеоматериалы по олимпийской тематике.

Диагностирование физических качеств  и тестирование старших дошкольников с целью выявления знаний и опыта по различным темам спорта и спортивных игр.

Для реализации проекта необходимо выявить знания, интересы и возможности каждого ребенка. В дополнение к основной диагностике физической подготовленности старших дошкольников, проводится дополнительное диагностирование уровней физической подготовленности к спортивным играм (бадминтон, футбол, волейбол, баскетбол), предлагаются тесты и опросы по выявлению знаний об Олимпийских играх и интереса к физическим упражнениям. Анализ этих данных определяет уровень знаний по тематике Олимпийских игр, физические возможности, выявляет интересы, склонности и спортивные способности каждого ребенка.

Двигательная деятельность старших дошкольников.

- Образовательная деятельность, прогулки, игры, самостоятельная двигательная деятельность, гимнастика, досуги, праздники, Недели Здоровья, малые Олимпийские игры, походы и экскурсии;

- Элементы спортивных игр и упражнений;

- Подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования.

Творческая деятельность старших дошкольников.

- Придумывание рассказов о спорте и любимых спортсменах.

- Создание рисунков о спорте. Выставки рисунков и поделок.

- Разработка олимпийской символики для ДОУ.

- Придумывание вариантов подвижных игр.

- Театрализованный физкультурный досуг.

Консультации для родителей и педагогов (знакомство с целями, задачами, организацией деятельности).

Формы и методы работы с родителями:

- Беседы с родителями о важности данной проблемы и необходимости разработки проекта «Олимпийские лучики».

- Консультации о детском спорте и спортивных играх,  приобщении к здоровому образу жизни, необходимости совместных занятий физическими упражнениями.

- Открытые просмотры физкультурных занятий по тематике Олимпийских игр.

- Совместные массовые мероприятия (малые летние и зимние Олимпийские игры, досуг «Путешествие в Олимпию»).

- Создание информационных папок-копилок «Секреты здоровья», «Новости спорта», «Дневники Олимпийских игр»;

- Создание фоторепортажей о совместных мероприятиях, семейных спортивных традициях и т.д.

- Подготовка и проведение массовых мероприятий.

Формы и методы работы с педагогами:

- Консультации «Олимпийское образование в ДОУ» (знакомство с целями, задачами и организацией деятельности по проекту «Олимпийские лучики»), «Знакомство старших дошкольников с Олимпийскими играми древности и современности», «Обучение старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений».

- Лекторий «История Олимпийского движения».

- Открытый просмотр мероприятия по физической культуре в старшей группе «Спорт и мы», в подготовительной группе «Появление Олимпийских игр».

- Педагогическое совещание «Физкультура – это здоровье и сила» (в форме викторины).

- Мотивация для самообразования.

Взаимодействие с социальными партнерами:

МОУ Болтинская СОШ, МУК «Судоверфский КДК», Детско-юношеская школа №5, дошкольные образовательные учреждения г.Рыбинска и Рыбинского района, МОУ ДОД «Центр работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства».

Предполагаемые  результаты.

Инновационный проект «Олимпийские лучики», реализуемый в ДОУ, предусматривает, что старшие дошкольники получат разнообразные теоретические знания, благодаря которым им будет интереснее развивать свои физические качества.

Необходимо создать условия для развития спортивных талантов ребенка, сделать все, чтобы активный образ жизни вошел в жизнь ребенка и стал органичным продолжением его досуга в последующей жизни.

В результате проделанной работы у дошкольников появится желание регулярно и активно заниматься физической культурой и спортом, произойдет становление культуры здорового образа жизни.

Ожидается улучшение сформированности знаний старших дошкольников в ходе усвоения основных тем проекта, наличие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями, понимание значения правильного поведения для сохранения и укрепления здоровья.

Старшие дошкольники смогут самостоятельно организовать игры-соревнования, выстраивать товарищеские взаимоотношение в команде. Выпускники детского сада смогут найти занятие по душе в спортивных секциях ДЮСШ, школах и добиться хороших результатов в разных видах спорта.

Эффективностью работы по реализации проекта можно считать увеличение количества семей, участвующих в спортивных мероприятиях ДОУ, их желание принимать участие в подготовке материалов, необходимых для реализации проекта; увеличение интереса родителей к достижениям и способностям детей; привлечение дополнительных спортивных заведений к организации спортивных мероприятий; улучшение состояния здоровья, физического развития и подготовленности старших дошкольников.

Перспективы развития:

  • Расширение здоровьесберегающего пространства ДОУ.
  • Создание в ДОУ условий, способствующих привлечению тренерского состава спортивных школ города и района для занятий с детьми на базе учреждения.
  • Улучшение материально-технической базы ДОУ для современных занятий физической культурой и спортом.
  • Пополнение методического материала.
  • Дальнейшее повышение профессионального уровня педагогов.
  • Привлечение дополнительных социальных партнеров.