Меню сайта

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.

Методическое пособие «Юные туристята»

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит наиболее остро. Формирование у детей ответственности за свое здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде. Общаясь с природой, ребенок не только обогащает свои знания об окружающей среде, учится наблюдать за явлениями в живой и неживой природе, но и осваивает “азбуку” культуры общения с окружающей природной средой. То есть происходит формирование навыков рекреационного (направленного на оздоровление) туристского природопользования. Для сформированности  эколого-туристских норм и правил поведения в природе, познавательных, трудовых, эколого-валеологических и других умений,  а также приобщение к здоровому образу жизни необходима  система  мероприятий по туристско-краеведческой работе.  

МОУ детский сад п. Судоверфь «Солнышко» уже ни первый год работает над проблемой внедрения инновационных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ  и находится в постоянном поиске новых форм и методов работы с дошкольниками. Одной из инновационных форм  деятельности стала система работы по туристско-краеведческому образованию старших дошкольников.

 Основой данной системы мероприятий стала  программа Л.Е. Куприной – доцента кафедры физической географии и экологии ТГУ, кандидата педагогических наук «Туризм, экология, рекреация» и в частности ее первая ступень «Азбука туризма и охрана природы», которая является начальным этапом в единой системе непрерывного образования. Отличие этой программы от других в том, что в ней впервые заложено формирование экологических знаний у детей посредством туризма.

Туристско-краеведческая деятельность является одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребёнка.  Она предполагает как физическое, так и духовное развитие детей, в процессе данной деятельности формируются нравственные и волевые качества личности.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), педагоги и специалисты дошкольного учреждения, родители воспитанников, социальные партнеры.

Цель:  разработать систему мероприятий, методический и дидактический материал по туристско-краеведческой деятельности в дошкольном учреждении

В пособии представлен методический материал, который  помогает педагогам сформировать эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагает  постепенное формирование экологических знаний у старших дошкольников.

Представленный в пособии дидактический материал необходим для подготовки различных мероприятий. Предлагается описание игр, сценариев массовых мероприятий и круглогодичных туристических прогулок и походов, литературный материал.

Использование методического пособия «Юные туристята» дает возможность:

  • Поднять на новый качественный уровень туристско-краеведческую работу в ДОУ;
  • Возможность ознакомиться с уникальными природными и историческими местами родного края;
  • Дальнейшего развития детского туризма;
  • Осуществлять новые  подходы  к организации туризма для дошкольников;
  • Создавать новые туристические маршруты;
  • Развивать новые формы тематического, спортивного, познавательного, экологического туризма.

Основные направления – познавательно-речевое, физическое воспитание, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников предполагает свою программу мероприятий по каждой возрастной группе, в которой прослеживается преемственность.

Система мероприятий построена по ступенчатому принципу. Вся работа по эколого-туристской подготовке дошкольников организована по циклам -  временам года с практическими занятиями, экскурсиями в окружающей среде.

Все содержание эколого-туристской подготовки  разбито на блоки:

1.Знакомство с “Книгой Природы – о видах туризма и о роли туризма.

2. “Что, где растет и кто, где живёт?” – о растениях и животных и их роли в жизни человека, о нормах туристского природопользования: побочного природопользования (сбор дикорастущих растений и грибов), обращение с дикими животными.

3. “Я и мое здоровье” – санитарно-гигиенические и эколого-гигиенические знания, умения.

4. “Собирайся в поход” – начало туристской техники и туристского быта, жизнеобеспечивающие и нормы передвижения в окружающей среде.

5. “Без языка, – а разговаривает” – начальная топографическая подготовка, элементы ориентирования.

6. “Туристята – друзья природы” – нормы и правила туристского природопользования.

7. “По страницам “Книги Природы” ” – навыки и умения изучения природы, оформления материалов по наблюдениям.

Построение системы опирается на принципы: краеведческий подход, преемственность, постепенность, экодеятельность. Изучение тем “сквозное” и содержание их взаимопроникаемо.

Формы и  методы работы:  экскурсии на «экологическую тропу», уроки доброты,  конкурсы,  КВН,  викторины, трудовые десанты, составление экологических карт, экологические и спортивные праздники, экологические сказки, разнообразные игры, просмотры презентаций, чтение литературы, наблюдения, ведение «Дневника туриста»,  физические упражнения, тактическая и техническая подготовка, походы, экскурсии,  умение вязать туристические узлы

Основные формы мероприятий:

  • Теоретические мероприятия – цикл познавательных мероприятий по формированию туристско-краеведческих знаний (интегрированные занятия, беседы).
  • Практические мероприятия – в помещении и на местности по формированию эколого-туристских умений и навыков (физическая культура).

Режим мероприятий: часть мероприятий входит в непосредственно образовательную деятельность, а остальные мероприятия включены в вариативную часть образовательной программы.

Занятия проводятся в игровой форме. 1 раз в месяц организуются туристско-краеведческие  экскурсии и прогулки за территорию детского сада, практические занятия на местности (тренировки); туристические походы –  4 раза в год; участие в соревнованиях, слетах в течение учебного года.

Мониторинг освоения программы

Педагогическое обследование в дошкольном учреждении проводится с целью отслеживания эффективности реализации программы эколого-туристского образования старших дошкольников.

Проводимый мониторинг – это выявление знаний, простейших туристских умений и навыков, двигательных способностей дошкольников и потребности к здоровому образу жизни.

Выделяются следующие области педагогического обследования:

  • Физическая подготовленность старших дошкольников.
  • Основы туристической подготовки дошкольников.
  • Основы безопасности жизнедеятельности.
  • Заболеваемость детей.
  • Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребёнка.

Основными методами педагогического обследования является наблюдение, беседа, выполнение тестовых заданий, анкетирование.

Мониторинг эффективности проводится 2 раза в год: на начало учебного года с целью выявления уровня знаний детей, простейших туристических умений и навыков, и на конец учебного года, с целью сравнения полученного и желаемого результатов.

Основой  туристско-краеведческой деятельности с дошкольниками является построение единой системы работы педагогов, специалистов учреждения и родителей по формированию у дошкольников первоначальных навыков здорового образа жизни.

Для родителей оказывается консультативная помощь по интересующим вопросам. В течение года родители привлекаются к подготовке и проведению спортивно-массовых мероприятий.

С целью эффективного осуществления туристско-краеведческой деятельности для педагогов организуются консультации, знакомящие с целями, задачами и организацией деятельности, а также практические занятия.

Научно-методическое и информационное обеспечение

  1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений -  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  2. Бочарова.Н.И. Туристические прогулки в детском саду, – Москва, 2004.
  3. Куприна  Л.Е.  Программа «Туризм, экология, рекреация»: «Азбука туризма и охрана природы».
  4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Ресурсное обеспечение

В ДОУ – спортивный зал, спортивная площадка, групповые площадки, «экологическая тропа» (клумба с «живыми барометрами», зона «чистого воздуха» с посадками можжевельника, пихты, кедра; клумба с лекарственными растениями; «Ягодная поляна» с  экологическими объектами различного назначения), Уголок туриста и эколога,  спортивно-туристский инвентарь и атрибутика, учебно-методические пособия, ТСО.

Вне ДОУ – объекты специального назначения (стадион, спортивно-досуговый комплекс, лыжная трасса), природные объекты для туристских прогулок (лесные массивы, река, березовая роща, поле, луг).

Результаты и выводы

Система работы по туристско-краеведческой деятельности в дошкольном учреждении не только актуальна, но и носит характер новизны, так как позволяет создать и использовать в учреждении новые формы и методы работы с детьми по формированию туристско-краеведческих умений и навыков.

По предварительным данным промежуточного мониторинга прослеживается положительная динамика по понижению уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста, а так же отмечается оздоровительный эффект в укреплении  здоровья старших дошкольников.

Туристско-краеведческая деятельность способствовала обогащению познавательной сферы старших дошкольников. Детьми усвоены многие причинно-следственные связи в окружающей действительности. Дошкольники научились анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать; рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий.

- повысился интерес родителей к организации туристско-краеведческой деятельности;

- обогатилась предметно-развивающая среда.

Туристско-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, т.к. решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и эстетического.

Инновационные продукты

  • Комплект методических материалов:

Для педагогов:

- цикл занятий и бесед по основным блокам программы «Азбука туризма и охрана природы» Л.Е. Куприной.

- компьютерные презентации;

- конспекты досугов, праздников, тематических дней;

- цикл туристско-краеведческих походов;

- консультации.

Для родителей:

- консультации;

- «маршруты выходного дня».

  • Комплект дидактических материалов:

- справочный и наглядный материал;

- литературный материал,

- картотека игр.

  • Мониторинг освоения программы.

Методические материалы адресованы руководителям ДОУ, методистам, педагогам и специалистам ДОУ, педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы.

Перспективы развития туристско-краеведческой деятельности в дошкольном учреждении:

- организация кружковой работы по туризму;

- улучшение материально-технической базы;

- пополнение методического материала;

- дальнейшее повышение профессионального уровня педагогов;

- привлечение дополнительных социальных партнеров;

- организация краеведческо-исследовательской деятельности.